DI-бокс: что это такое и как он помогает в работе музыкантов
Содержание:
- Типы DI-боксов
- Ключевые параметры
- Сопутствующее оборудование
В 60-х годах на студиях стали использовать устройства di-box (сокращение от Direct Injection) для согласования сопротивления между гитарными звукоснимателями и студийным оборудованием. Современные дибоксы обрели множество дополнительных функций, но их основное назначение остается прежним — преобразование небалансного сигнала в балансный. Благодаря этому можно подключать гитары и басы к микрофонным предусилителям или передавать сигнал через длинные кабели без потерь громкости и высоких частот.
Директ-боксы — это устройство, которое используется для преобразования и передачи аудиосигнала между музыкальными инструментами и звуковым оборудованием. Основная его задача — сделать сигнал инструментального уровня балансным, что позволяет избежать шумов, потерь высоких частот и прочих помех при подключении к профессиональной звуковой технике. Например, директ-бокс позволяет гитаристу или басисту отправлять свой сигнал в микрофонный вход микшера или предусилителя, не теряя качество звука. Это особенно важно на сцене или в студии, где используются длинные кабели и высокочувствительное оборудование.
Типы DI-боксов
- Пассивные. Современные модели пассивных директ-боксов оснащены симметрирующими трансформаторами, которые превращают сигнал в низкоомный и изолируют контур заземления. Благодаря этому выходное сопротивление позволяет передавать сигнал на предусилитель без фона, который часто возникает на входе. Такие боксы оптимально подходят для инструментов с высоким выходным уровнем, например, электрогитар и бас-гитар. Примеры: Alctron DI120S, Art dPDB.
- Активные. Активные DI-боксы включают в себя встроенный предусилитель. Первоначально такие устройства разрабатывались для усиления сигнала от пассивных гитарных датчиков, например, синглов. Предусилитель позволяет не только поднять уровень сигнала, но и улучшить его передачу по длинным кабелям. Благодаря высокому хедруму и гибким возможностям маршрутизации, активные DI-боксы прекрасно работают с синтезаторами и гитарами, оснащенными активными звукоснимателями. Однако такие устройства требуют питания — от батарей, сетевого адаптера или фантомного. Активные боксы, как правило, дороже пассивных. Примеры: Nux PDI-1G Guitar Direct Box, Klark Teknik DN100.
Ключевые параметры
- Число каналов. Большинство DI-боксов рассчитаны на один канал, но существуют и многоканальные модели. Например, двухканальные варианты подходят для клавишных и синтезаторов, а восьмиканальные применяются в более сложных звуковых системах. Есть также специализированные директ-боксы для подключения компьютеров или мобильных устройств непосредственно к акустическим системам.
- Thru/Bypass. Эта функция позволяет разделить сигнал: необработанный звук можно направить через выход 1/4" на сценический усилитель или мониторы, в то время как обработанный сигнал отправляется дальше по цепи. Для бас-гитаристов это может быть полезно, чтобы использовать усилитель только как монитор, снижая общую громкость на сцене. Bypass может быть пассивным либо активным/буферизованным — для использования в длинных цепях эффектов.
- Ground Lift. Директ-бокс помогает избавиться от наводок и шумов, характерных для небалансных сигналов. Однако даже симметричный сигнал может улавливать фон из-за контура заземления. Переключатель ground lift разрывает его, отключая пин 1 на XLR-разъеме, что устраняет нежелательные шумы.
- Pad. Встроенный аттенюатор (Pad) снижает уровень входного сигнала, предотвращая перегрузку схемы. Это особенно актуально при подключении источников с высоким уровнем сигнала, таких как клавишные или активные звукосниматели.
- Polarity Reverse. Также известный как переключатель фазы, он меняет полярность на контактах 2 и 3 XLR-разъема. Это полезно в случае неправильного подключения кабеля или для выравнивания полярности при записи баса и акустической гитары. Переключение фазы также помогает избежать обратной связи в микшерном канале.
Сопутствующее оборудование
- Инлайн-предусилители. Компактные предусилители, предназначенные под определенные инструменты. Они часто включают встроенный эквалайзер, компрессор или бустер. Такие устройства способны значительно повысить уровень выходного сигнала по сравнению с активным DI-боксом, что позволяет уменьшить шумы и избежать потерь в высокочастотном диапазоне. Пример: Cloud Microphones Cloudlifter.
- Трансформаторы. Этот тип оборудования не меняет импеданс, а сосредоточен на устранении шумов. Трансформаторы эффективно борются с земляными петлями и гулом, изолируя сигналы от различных источников. Пример: Art DTI.
- Реамп-боксы. Устройства, выполняющие обратную функцию DI-бокса. Они преобразуют сигнал с линейного уровня в Hi-Z. Реамп-боксы необходимы для сложных сценических установок, требующих обработки линейного сигнала, а также для студийного реампинга. Например, звук инструмента можно отправить через DI-бокс в предусилитель и эффекты, а затем вернуть обработанный сигнал через реамп-бокс в сценический усилитель. Пример: Radial Engineering ProRMP.
Для музыкантов DI-бокс становится незаменимым помощником, поскольку он упрощает настройку звуковой системы, улучшает качество звука и повышает надежность соединений. В результате они могут сосредоточиться на своем исполнении, зная, что звук будет четким, насыщенным и свободным от нежелательных помех.
