Типы размещения акустических систем на площадках
Современные мероприятия — концерты, фестивали, театральные постановки и деловые конференции требуют высокого качества звука и равномерного звукового покрытия на все зоны зала. Качественный и чёткий звук на подобных эвентах — один из главных факторов, который очень влияет на успешность проведения мероприятия. Добиться нужного эффекта позволяет грамотное размещение акустических систем. В зависимости от задач, архитектуры площадки и сценографии, звукоусиление зала состоит из основной портальной системы и ряда дополнительных компонентов, расположенных по определённым зонам. Ниже рассмотрим основные типы размещения акустики на сценических площадках.
Основные зоны расположения акустических систем
FOH (Front of House)
FOH — это центральный пульт звукоинженера, обычно расположенный в зрительном зале. Хотя FOH не является акустической системой сам по себе, его размещение определяет конфигурацию и настройки всех остальных систем. Именно отсюда контролируется баланс, громкость и качество звучания.
Линейный массив
  
Линейный массив (line array) — основа большинства концертных систем. Он состоит из нескольких акустических модулей, подвешенных вертикально, с возможностью изменения угла наклона. Это обеспечивает равномерное звуковое покрытие зала по вертикали и глубине.
Преимущества:
- высокая направленность;
- чёткое распределение звука;
- возможность масштабирования системы под конкретную площадку;
- является основной частью портальной акустики.
Обычно монтируется слева и справа от сцены и направлен на основные зрительские зоны.
Дополнительные типы размещения систем
Для создания равномерного звукового покрытия, особенно в больших или сложных по архитектуре помещениях, используются дополнительные акустические системы. Они находятся в разных зонах зала или сцены и выполняют специализированные функции.
Delay-системы
Delay-линии устанавливаются в глубине зала или на открытых площадках, чтобы компенсировать затухание звука от основной системы. Они синхронизируются по времени с портальными системами, что позволяет избежать эха и потери качества.
Применение:
- в больших залах и на открытых фестивалях;
- для поддержки звука на дальних рядах.
Front Fill / Фронтфилы
  
Front Fill или фронтфилы на сцене — это небольшие колонки, расположенные у переднего края сцены и направленные в первый ряд. Они необходимы, чтобы создавать хорошее звучание для зрителей, сидящих слишком близко к сцене, куда основная система может «не добивать».
Особенности:
- обеспечивают ясность речи и вокала в первых рядах;
- размещаются на сцене или встраиваются в подиум.
In Fill / Инфилы
Инфилы — это дополнительные системы, размещённые ближе к центру сцены, между основными массивами. Они помогают закрыть «мертвые зоны» в центре, где из-за углов подвеса портальной системы звук может теряться.
Down Fill
Down Fill — динамики, направленные вниз с нижней части линейного массива. Они необходимы для озвучивания ближней зоны перед сценой, куда верхние колонки не попадают по углу наклона.
Out Fill / Аутфил
Аутфилы — колонки, направленные на боковые ряды, которые находятся вне зоны действия портальной системы. Они обеспечивают равномерное покрытие для крайних секторов аудитории.
Side Fill / Прострелы
  
Side Fill на сцене (или прострелы на сцене) представляют собой боковые колонки, направленные на артистов. Они помогают исполнителям слышать не только себя, но и других музыкантов, особенно в случае живой музыки и ансамблевой работы.
Применение:
- обычно находятся на боках сцены;
- используются в дополнение к мониторной системе.
Система панорамирования
Также иногда в залах применяется система панорамирования, особенно в театрах и мультимедийных постановках. Здесь звук может перемещаться между зонами, создавая эффект объёмного звучания.
Система «Голос Бога»
Так называют отдельный громкоговоритель (или несколько), размещённый над сценой, часто в центре зала. Он направлен строго вниз и используется для воспроизведения голосов за кадром, объявлений, а также эффектов, создающих иллюзию «небесного» звука.
Мониторные системы
Мониторы предназначены для артистов на сцене. Без них невозможно качественное выступление: музыкантам важно слышать себя и коллег. Тип мониторных систем зависит от жанра, состава и предпочтений исполнителей.
Основные виды:
| Тип | Расположение | Особенности | 
| Мониторные клинья | На полу, перед артистами | Стандартное решение | 
| In-ear monitors | В ушах музыкантов | Минимум внешнего шума | 
| Side Fill | По бокам сцены | Усиленное звучание всего микса | 
Ground Stack
  
Ground Stack — альтернатива подвешенным системам. Здесь акустика устанавливается на сцене или полу и в основном используется на малых и средних площадках, где подвес невозможен или нецелесообразен. Также Ground Stack может включать фронтфилы или side fill.
Мониторные системы (Mon)
Система Mon (от англ. monitor) — это акустические средства, находящиеся на сцене, чтобы обеспечить исполнителям нужный уровень звука. Мониторы позволяют артистам слышать себя, партнёров и музыкальные инструменты, чтобы исполнение было максимально точным.
Типы мониторных систем:
| Тип | Расположение | Задача | 
| Мониторные клинья | На полу, перед артистами | Индивидуальный микс | 
| In-ear monitors | В ушах музыкантов | Изоляция от внешнего шума | 
| Side Fill / Прострелы на сцене | Сбоку сценического пространства | Объёмное озвучивание всей сцены | 
Side fill на сцене особенно важны для ансамблевых выступлений, ударников и танцевальных постановок. Эти прострелы обеспечивают артиста стабильным звуком, независимо от его положения на сцене.
Заключение
Выбор и размещение акустических систем — ключевой этап в проектировании звука на площадке. Типы размещения акустических систем на площадках зависят от множества факторов: размера зала, конфигурации сцены, количества зрителей, жанра мероприятия. Комбинируя основную портальную систему с фронтфилами, инфилами, аутфилами, прострелами на сцене и другими решениями, можно создать высококачественное звуковое покрытие, обеспечив возможность комфортного восприятия звука в любых зонах.
